27 марта традиционно отмечается Международный День театра. В преддверии праздника мы побеседовали с руководителем литературно-драматургической части Дзержинского театра драмы Александром Михайловичем Расевым. Эту беседу и предлагаем вашему вниманию.
- Александр Михайлович, поскольку наша беседа проходит в канун Международного Дня театра, логично начать разговор с вопроса «Что значит театр в Вашей жизни»?
- Скажите, как Вам кажется, с какой целью зритель идет в театр? Развлечься?
- Но при этом в большинстве театров «кассу делает» хорошая французская или американская комедия.
- А как же «Клинический случай» Р.Куни? На этом спектакле Йошкар-Олинского театра зал был полон, и принимали его с восторгом.
- Давайте вернемся к репертуару Дзержинского театра. Чего в нем больше? И какие спектакли зритель лучше принимает?
- Спрошу по-другому: на какие спектакли больше продается билетов?
- Что это за голосование и как оно проходит?
- А по каким критериям выбираются пьесы для постановок?
- Вы, как завлит, отвечаете за подбор пьес для репертуара?
- Вы смотрите все спектакли?
Сколько по времени спектакль «живет», то есть присутствует в афише?
- По-разному. Иногда – 2-3 сезона, иногда меньше, иногда – больше. Все зависит от зрительского спроса, от договоров с авторами и правообладателями, от массы других факторов. Сейчас «ветераны» репертуара - «Золушка» Е.Шварца и «Дикарь» А.Касона. Их премьеры состоялись 4 года назад. Для провинциального театра это большой срок, поверьте. Очень хочу пожелать такой же судьбы и другим нашим премьерам.
- А как Вы оцениваете наших актеров? У вас есть любимые роли, например?
- Я люблю актерские работы Татьяны Орловой и Игоря Тарасова в «Дядюшкином сне», Артема Баранова в «Квадратуре круга» и Ивана Никулина в «Дикаре», Юрия Кислинского в «Не верьте шампанскому!», Вячеслава Рещикова и Татьяны Зининой в «Двенадцатой ночи», Андрея Крайнюкова в «Рядовых», Василия Минаева в «Грозе»… Перечислять можно много, но выделять кого-то особо не хочу. Каждый из наших актеров по-своему интересен и незаменим. И это особенно становится понятно, когда кто-то по тем или иным причинам из театра уходит.
"Дядюшкин сон" "Квадратура круга"
- Несомненно. Ну, во-первых, мы проводим в театре большую часть времени, и уже это само по себе способствует общению, потом - к завлиту часто приходят поговорить о роли, о спектакле, просто пообщаться. Мне кажется, это одна из наиболее открытых профессий в театре. И мне она этим очень нравится!
- Вернемся к разговору о репертуаре. Сейчас в афише театра Ваша инсценировка «Алых парусов». А другие театры Ваши пьесы не заинтересовали?
- Ну, во первых я очень благодарен Валентину Морозову за саму возможность прикоснуться к повести А.Грина, к его творчеству. Работа над «Алыми парусами» - замечательное время! Что касается других театров… В Новомосковском театре второй сезон идет моя инсценировка «Морфия» Михаила Булгакова, в Ирбите только что состоялась премьера спектакля по пьесе «Не бойся Тимми», написанной по мотивам одного из рассказов Айзека Азимова, в нескольких театрах (Арзамас, Тобольск, Майкоп, Мурманск) поставлены спектакли по моей сказке «О том, как Змей Горыныч жениться собрался, а Иван пожарный ему помешал». Но я бы все-таки не стал говорить о себе, как о драматурге. Я – завлит, время от времени пишущий более или менее удачные тексты для театра. Все-таки драматург – профессия штучная. У него должен быть очень хороший слух, умение через своих персонажей говорить живым языком, четко выстраивать конфликт и действие, в итоге именно драматург ярче всего отражает время, в которое живет.
- Самое время поговорить о современных авторах. Что-то их пьес в афише не видно…
- 27 марта премьера – спектакль по пьесе Ярославы Пулинович «Жанна». У нас он будет называться «Я тебя никогда не прощу». Пулинович - молодой, но очень востребованный сегодня драматург, чьи пьесы идут на сценах столиц и провинций, в России и за рубежом. Могу вспомнить еще спектакли по пьесам В.Жеребцова, А.Слаповского, В.Сигарева… Но вообще я согласен, современный автор у нас в афише гость редкий. И тому есть причины. Хороших пьес мало всегда, в любое время, немного их и сейчас. И потом – зритель очень не любит, когда о нем говорят плохо. Мы привыкли, что нас хвалят и возвеличивают, говорят о широте души и т.д., и т.п. А сегодняшние авторы видят современников несколько другими, открывая и вскрывая многие язвы нашей жизни. И на поверхность выходят вечные спутники человека – корысть, алчность, зависть, жестокость, лицемерие, грубость, агрессия. Ну не хочет зритель видеть себя таким!
- Так это зритель виноват?
- Я бы так не сказал. Наверное, это все-таки проблема драматургии. Театр не смотря ни на что должен показать «свет в конце тоннеля». У Шекспира Ромео и Джульетта погибают в финале трагедии, но эта смерть не вгоняет нас в депрессию, а наоборот, учит ценить красоту жизни. А один из современных персонажей, умирающий в собственной блевотине, наоборот погружает зрителя в какую-то безысходную тоску.
- Но пьесы «новой драмы», как их называют, с успехом идут в столичных театрах…
- Отнюдь. И там в репертуаре больше комедий, мелодрам и высоких классических трагедий. И потом, столичный зритель немного другой. Один из московских театральных критиков, рассказывая об опыте просмотра подобных «жестких» спектаклей, так описывает свои ощущения: «Я как будто бы сижу за стеклом и наблюдаю за жизнью насекомых, чьи страсти и повадки бесконечно от меня далеки». Мы же живем в окружении подобных «обитателей дна» и никак не хотим ощущать поэзию их существования еще и на сцене. Но, с другой стороны, это неправильно, когда театр делает вид, что вокруг лишь розы и одуванчики и ничего черного в нашей жизни нет.
- Если мы заговорили о «портфеле», может быть, приоткроете его и назовете несколько ожидающих дзержинцев премьер?
К открытию сезона запланирована еще одна премьера – большой и яркий музыкальный спектакль «Ночь перед Рождеством». Автор либретто Евгений Муравьев и композитор Егор Шашин предложили собственную версию повести Н.В.Гоголя, с ней мы вас и познакомим. Конечно, будет сказка к Новому году, будут и еще премьеры. Обо всем узнаем в свое время.
- Что ж, спасибо за беседу, с праздником Вас и весь коллектив театра и удач в будущем!
- Спасибо. Приглашаю всех наших зрителей чаще приходить в театр, а мы постараемся сделать все, чтобы оставаться вам нужными и интересными.